Спутниковый снимок самого крупного айсберга планеты А23а. Фото: Cover Images/Keystone Press Agency/Global Look Press
Занимающий площадь в 3672 квадратных километра, по данным августовских измерений, – чуть больше, чем американский штат Род–Айленд, — айсберг А23а тщательно отслеживался учеными с тех пор, как в 1986 году он отделился от шельфового ледника Фильхнер-Ронне.
Как сообщает CNN, он оставался «скованным» в районе антарктического моря Уэдделла более 30 лет, вероятно, до тех пор, пока не уменьшился настолько, что ослабил свою хватку на морском дне.
Затем айсберг был унесен океанскими течениями, прежде чем снова застрял в столбе Тейлора – так называется вращающийся водоворот, возникающий в результате столкновения океанских течений с подводной горой.
Теперь, когда айсберг вырвался на свободу, ученые ожидают, что он продолжит дрейфовать вдоль океанских течений к более теплым водам и отдаленному острову Южная Георгия, где он, вероятно, расколется и в конечном итоге растает, говорится в заявлении BAS, опубликованном в пятницу.
С 1980-х годов A23a несколько раз удостаивался звания “самый большой современный айсберг”, иногда уступая его более крупным, но недолговечным айсбергам, включая A68 в 2017 году и A76 в 2021 году.
Ученые заявили, что, хотя этот конкретный айсберг, вероятно, откололся в рамках естественного цикла роста шельфового ледника и не будет способствовать повышению уровня моря, изменение климата вызывает тревожные изменения на этом огромном изолированном континенте, что может привести к разрушительным последствиям для глобального повышения уровня моря.
На протяжении всего путешествия айсберга ученые изучали его эрозию, а также то, как морской лед может влиять на глобальные океанские циклы углерода и питательных веществ.
“Мы знаем, что эти гигантские айсберги могут снабжать питательными веществами воды, через которые они проходят, создавая процветающие экосистемы в других, менее продуктивных районах”, — говорит Лора Тейлор, биогеохимик, которая собирала образцы воды вокруг айсберга, говорится в заявлении BAS. Чего мы не знаем, так это того, какое влияние на этот процесс могут оказать конкретные айсберги, их масштаб и происхождение. Мы взяли пробы поверхностных вод океана позади, непосредственно рядом с маршрутом айсберга и впереди него. Они должны помочь нам определить, какая жизнь могла сформироваться вокруг A23a и как это влияет на содержание углерода в океане и его баланс с атмосферой”.