Вокруг манипуляций Украины с запретом на транзит российского газа кажется разворачивается политический скандал с детективным оттенком. Как известно, срок пятилетнего контракта на транзит российского газа через территорию Украины в Европу истекает в конце 2024 года.
До этого Владимир Зеленский поставил ультиматум: Украина не будет продлевать соглашение с «Газпромом». С 2025 года «Нафтогаз» будет самостоятельно договариваться с европейскими партнерами по поводу поставок топлива через газотранспортную систему Украины. А еще Зеленский выдвинул ультиматум: во всех этих обсуждениях не должен принимать участия Газпром.
Во второй половине декабря несколько европейских энергетических компаний подписали декларацию за сохранение транзита газа через Украину после 2024 года. С таким призывом к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен обратились SPP, оператор газовой сети Eustream AS, венгерские энергокомпании MOL Uzbek Oil and Gas и MVM, а также торговые ассоциации и крупные промышленные клиенты из Венгрии, Австрии, Италии и Словакии.
В документе уточняется, что в случае прекращения поставок газа по этому маршруту потери одной только Словакии составят более чем 220 миллионов евро, а ущерб для украинской ГТС будет необратимым.
Но с условиями, выдвинутыми Украиной, не согласился премьер-министр Словакии Роберт Фицо. Он заявил, что Украину ждет серьезный конфликт, если Киев не разрешит транспортировку российского газа, предназначенного для Братиславы.
18 декабря Фицо уже призвал Европу найти способ продолжения транзита газа через Украину, потому что Братислава рискует потерять ежегодный доход в размере €500 млн ($525 млн) от транзитных сборов, а Киев — транзитные маршруты в целом.
Напомним: президент Владимир Путин в рамках «Итогов года» заявил, что контракта на транзит российского газа через Украину уже точно не будет. А до этого произошел и вовсе детективный инцидент. Владимир Путин рассказал, что получил от спецслужб информацию: в Словакии были задержаны украинские диверсанты с картами расположения энергообъектов этой страны. Это в духе незалежной: взять, что плохо лежит, найти окольные пути и извлечь выгоду.
«Я попрошу по партнерским каналам — связи-то сохраняются, чтобы наши спецслужбы запросили своих коллег, что же это все-таки такое. Мало того, что у нас теракты совершают — теперь и в европейские страны. Кормятся с руки, клюют с руки и уже перешли к попыткам проведения терактов на территории Европы. Но это их выбор. Наш — развитие сотрудничества, и мы будем добиваться своих целей», — резюмировал Владимир Путин.
На самом деле спецслужбы уже подтвердили: 26 ноября полиция Словакии задержала несколько человек, в числе которых были граждане Украины. Их подозревают в причастности к подготовке терактов.
Во время обысков у задержанных нашли несколько дронов, телефонов, сим-карт, а также карты с отмеченными важными объектами инфраструктуры Словакии, включая нефтепровод «Дружба». Глава МВД страны Матуш Шутай-Эшток сообщил о начале расследования возможной подготовки теракта на нефтепроводе со стороны Украины.
Позиция Киева по транспортировке через ее территорию российского газа затронула интересы многих стран, которые сплелись в клубок противоречий. Казалось бы, больше всего от этого теряют Россия и «Газпром». Однако, по словам российского президента, «Газпром» это переживет".
Что на самом деле теперь будет происходить с российским газом и кому хуже сделала Украина? С таким вопросом мы обратились к ведущему эксперту Фонда национальной энергетической безопасности Игорю Юшкову.
— Никакие контракты с «Газпромом» или другими российскими нефтегазовыми компаниями Украина продлевать не будет, это уже можно констатировать как свершившийся факт.
«Газпром» со своей стороны обвинил Украину в нарушении действующего контракта, поскольку она, не дав права выбора, перекрыла транзит газа в Европу через газораспределительную станцию «Сохрановка» в Луганской области. Мотивировано это было тем, что ЛНР теперь — российская территория. tass.ru/ekonomika/14589683
Единственным маршрутом транзита российского газа по газотранспортной системе Украины оставалась газоизмерительная станция Суджа. Она была точкой входа из России на Украину магистрального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород.
Это был, по сути, единственный маршрут транзита российского газа по газотранспортной системе Украины. Через эту ГИС «Газпром» прокачивал 15 млрд кубометров газа в год. Но Украина выдвинула свои условия: она предложила странам, заинтересованным в получении российского газа, провести аукцион на плату за мощности по прокачке газа. Хотя можно было просто ограничиться дополнительными соглашениями к уже существующим контрактам.
«СП»: Почему Украина отказалась от заключения дополнительных соглашений, которые делали бы прокачку российского газа в Европу более дешевой?
— Зеленский выступил с громким заявлением и сказал, что не хочет, чтобы через территорию Украины проходили какие-то «кровавые деньги».
То есть до этого деньги были много лет нормальными, а сейчас вдруг показались Зеленскому «кровавыми». Но это уже вопрос к его психике.
В общем, подводя итог, европейские страны, которые получают газ по украинскому маршруту, были заинтересованы в продолжении транзита природного газа через Украину. Москва, для которой прямые переговоры с Киевом сейчас невозможны по понятным соображениям, готова была продолжить поставки при условии договоренностей между Европой и страной-транзитером.
Но Украина, по сути, перекрыла поставки нашего газа европейским потребителям. Тем самым европейским странам, за счет которых Украина, по сути, и «кормится».
«СП»: Кто от этого выиграл, кроме Украины?
— По сути, никто. Украина сделала для жителей многих европейских стран газ многократно дороже. Чем это обернется в Европе — нам еще предстоит узнать. Что касается России, мы и так уже были вынуждены сократить добычу газа. Но президент прав в том плане, что мы не обеднеем, потому что у нас остается «Турецкий поток», мощность которого — 15,75 млрд кубометров в год.
Мы бы хотели, конечно, перенаправить для дружественных стран — таких, как Венгрия и Словакия по 2−3 миллиарда кубометров газа, но Украина пока категорически против. Ей удобнее вести закулисные игры с диверсантами, которые фиксируют расположение энергообъектов Словакии.
Если говорить о российских потерях, то государство, конечно, от этого пострадает, но для бюджета России украинские манипуляции существенной роли не сыграют.