Этой зимой наша жизнь станет несладкой. Сразу шесть производителей кондитерских изделий уведомили ритейлеров о повышении цен на продукцию в декабре-январе.
Цены вырастут на 10−15%. Об этом уже сообщили торговым сетям БКК «Коломенский», который анонсировал подорожание вафлей и конфет. 20% прибавит в цене продукция Konfesta. Стоимость ирисок и карамелек от Strock увеличится на 10−15%. «Акконд» и «Славянка» заявили о повышении цен, не раскрывая деталей.
Мы уже привыкли к подорожанию продуктов перед Новым годом, но конфеты — самый ходовой сезонный подарок…
Ранее в Минпромторге опровергли слухи о том, что сладости подорожают минимум на 50% якобы из-за тестирования их маркировки. Систему «Честный знак» предполагается распространить на шоколад, печенье, конфеты, зефир и т. д. Эксперимент по маркировке кондитерки запланирован с 15 декабря 2024-го по 31 августа 2025 года.
Конечно, после того, как подскочили в цене какао-бобы, рост стоимости конфет стал неизбежен. По данным Совэкона, на мировом рынке какао-бобы за год подорожали в 2,5 раза, до $10,5тыс. за тонну. Основной объем их производства приходится на бедные страны Западной Африки, которые столкнулись с непогодой.
Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев поясняет, что биржевые цены на какао влияют на кондитерский рынок в целом. Шоколадные изделия в этом году уже прибавили 25−70% стоимости, но это не предел. Кстати, подорожало всё, что импортируется, даже пальмовое масло — его часто используют в начинках.
В рецептуру кондитерских изделий часто входят яблоки. Они нужны, например, для зефира, пастилы. Цены на этот отечественный фрукт начали расти в конце лета из-за низкого урожая, причиной которого стали майские заморозки. Это сказалось и на рынке сидра.
Но есть же другие, альтернативные пути решения вопроса. Так в чем же дело? Недобрали сахарной свеклы? Может быть, стоит больше покупать кондитерских изделий в соседних дружественных странах — Белоруссии, Казахстане? Только ли в какао-бобах дело? С этими вопросами «СП» обратилась к независимому эксперту по сельскому хозяйству Александру Корбуту.
— Свеклы мы в этом году собрали меньше, чем в прошлом, но ее хватит для изготовления более 6 миллионов тонн сахара. Этого количества вполне достаточно, чтобы покрыть все потребности населения. Так что не в сахарной свекле дело. Это не повод для удорожания кондитерских изделий. Дело в другом.
На кондитерских предприятиях увеличиваются издержки. Выросли расходы на электроэнергию, сотрудникам подняли зарплату в связи с инфляцией, логистика стала более сложной и соответственно дорогой. Что касается Белоруссии и Казахстана, то не они нам, а мы им поставляем кондитерскую продукцию, по линии ЕАЭС им это очень выгодно.
«СП»: Импортное сырье, инфляция — все это понятно. Но, наверняка, в кондитерской отрасли есть какая-то своя специфика, которая влияет на формирование цен.
— Конечно есть. Это упаковочный материал, который стоит весьма недешево. И цены поднялись в том числе из-за удорожания упаковки. К тому же, признаюсь вам, большая часть оборудования на наших кондитерских фабриках — это импорт. Так что ремонт обходится весьма недешево.
«СП» поинтересовалась у исполнительного директора компании «Царский пряник» Валерии Агановой, что заставило предприятие повысить цены.
— Подорожало все сырье. И сахар, и яйца с сентября снова взлетели в цене, да и мука стала дороже. Упаковки, коробки, пленка — на все это поставщики тоже подняли цены. Про импорт я даже не говорю. Но и наши отечественные продукты, без которых сладости изготовить невозможно, тоже растут в цене. Так что мы оказались просто в безвыходном положении.
Сказываются и общеэкономические факторы: в обращениях к ритейлерам кондитеры называют затраты на логистику и ослабление рубля. Падение национальной валюты увеличило стоимость сырья на 19%, отмечает в своем письме комбинат «Коломенский». Расходы на составляющие упаковки, согласно Konfesta, выросли с сентября на 9−46%, на ароматизаторы — на 22%.
Но почему подорожание, и столь существенное, коснулось именно сладостей, а не хлеба и колбасы, например. Этот вопрос «СП» задала кандидату экономических наук Николаю Кульбаке.
— Государстве не станет сейчас повышать цены на товары первой необходимости. Без мяса и хлеба не проживешь, а без конфет, в принципе, можно. Бизнесу надо выживать, поэтому цены на кондитерку будут расти.
Больше всего подорожала логистика, везти сырье через другие страны все сложней и затратней, с банками возникают проблемы. Так что даже если бы предложение какао-бобов осталось на прежнем уровне, цены на наши кондитерские изделия все равно выросли бы.
«СП»: Может, проще и выгоднее закупать кондитерские изделия у Белоруссии или Казахстана?
— Открою вам страшную тайну: Белоруссия и Казахстан сами закупают кондитерские изделия за рубежом. Про белорусские креветки слышали? Белорусские конфеты — из той же серии. Наши соседи ввозят конфеты из Польши, Турции, Китая. И тут есть еще один интересный фактор: цены на импорт наших конфет, например, в Китай, растут. Соответственно дорожают кондитерские изделия на внутреннем рынке, — резюмирует Николай Кульбака.
Эксперты кондитерской отрасли прогнозируют, что в ближайшее время покупатели будут отдавать предпочтение более доступным сладостям. Например, карамелькам и молочному шоколаду.
Что касается влияния высоких цен на продажи — парадокс. По данным аналитической компании «Нильсен», реализация кондитерской продукции с начала ноября 2023-го по конец октября 2024-го выросла на 1,8% к предыдущим 12 месяцам, в денежном выражении — на 9,5%. Вывод: сладко жить — не запретишь.