Главная / ЭКОНОМИКА / Минпромторг счел помехой курьеров, отучивших россиян ходить по магазинам

Минпромторг счел помехой курьеров, отучивших россиян ходить по магазинам

Минпромторг счел помехой курьеров, отучивших россиян ходить по магазинам Сервисы доставки сами ничего не производят, но оттягивают из важных секторов экономики не менее 1,5 млн здоровых и физически сильных людей, заявил глава одного из департаментов Минпромторга

Фото: Владислав Шатило / РБК

Популярность сервисов доставки создает для экономики России серьезные проблемы — число курьеров и упаковщиков уже исчисляется миллионами, и в большинстве своем это «здоровые, физически сильные люди», которых так не хватает в других секторах экономики. Об этом заявил в ходе круглого стола
«Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования» директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов.

«Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовых сил и трудовых ресурсов. Может ли экономика наша себе это позволить?» — задался вопросом представитель ведомства, слова которого передает корреспондент РБК.

По словам Кузнецова, в России сейчас работают не менее полутора миллионов одних только курьеров, а также около полумиллиона упаковщиков, сборщиков заказов и других сотрудников. Все вместе они уже отучили «значительную часть потребителей… от банального навыка просто ходить по магазинам», при этом сами сервисы убыточны и их работа поддерживается за счет иных ресурсов

«То есть убыточные сервисы оттягивают из других, в том числе производительных, секторов экономики столь дефицитный ресурс, как трудовые силы. Фактически эти силы оттягиваются из рентабельных пока еще секторов экономики, либо тех секторов, которые могут расти. Например, производство — сейчас идеальные условия были бы, если бы не определенные банковские вещи — для роста экономики, но не хватает трудовых ресурсов. И непроизводительный, да еще и убыточный сегмент, дотируемый кем-то, он оттягивает эти трудовые ресурсы, ухудшая экономическое положение рентабельных сегментов», — отметил представитель Минпромторга.

В 2024 году на недостаток квалифицированных кадров пожаловались 47% руководителей промышленных предприятий, опрошенных лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Гайдара (ИЭП). Уровень кадрового голода установил новый рекорд за всю историю опросов с 1996 года.

При этом 85% участников опроса SuperJob заявили, что в их компании ощущается кадровый голод. О том, что его нет, сказали только 11% опрошенных (еще 4% затруднились ответить).

«Сейчас дефицит кадров — это ключевая проблема в промышленности и в торговле. Богатство формируется где? Как известно из экономики — в промышленности. Как может быть, если курьер получает в Москве 120–150 тыс. руб.? Не говоря уже о том, что это больше, чем университетский профессор», — добавил чиновник.

Если не вмешаться, предупредил Кузнецов, то некоторые из пока рентабельных сегментов экономики России могут стать нерентабельными. По словам главы департамента Минпромторга, ситуацию усугубляет активное использование сервисами доставки самозанятых с полагающимися тем налоговыми льготами.

«Минус 40% налоговой нагрузки, на секундочку, и плюс оттягивание вопросов в будущем пенсий и прочее, которые придется решать, когда эти люди станут пенсионерами, кому-то придется решать. Поэтому не стоит так просто отмахиваться от вопроса тех же самозанятых. Это вопрос не просто несправедливости, а вопрос того, что влечет последствия в целом для экономики», — пояснил Кузнецов.

Отвечая на вопрос корреспондента РБК, представитель Минпромторга сказал, что самозанятость («хороший режим сам по себе») используется крупными корпорациями для подмены трудовых отношений.

Платформы и рост благосостояния

Вклад цифровых платформ в прирост ВВП России к 2030 году составит 2,7–6%, поэтому сейчас важно не «придушить» их в процессе регулирования, настаивает в свою очередь научный руководитель НИУ ВШЭ, бывший ректор Ярослав Кузьминов.

«Мы отучили от банального навыка ходить по магазинам миллионы людей. Так же как в 1992 году отучили граждан России ездить в Москву за колбасой, занимая автобусы или электрички», — отметил он.

Кузьминов отнес к преимуществам платформ то, что они позволяют обеспечить устойчивый заработок от дополнительной занятости сотням тысяч граждан в качестве самозанятых или через занятость в микро- и малом бизнесе. «По исследованиям как «Вышки», так и других агентств, у нас несколько миллионов человек получили устойчивую дополнительную занятость — прирост 20–30% к доходу на основной работе. Существенная часть повысила свое благосостояние благодаря тому, что цифровая платформа такого рода возможности предоставила — не случайного заработка в рамках традиционных социальных сетей, а постоянного заработка, когда агрегируется спрос», — рассказал он.

При этом цифровые платформы надо сравнить не с традиционными торговыми сетями, а с серым «колхозным рынком», считает Кузьминов. Он также призвал регуляторов обратить внимание на телеграм-каналы, которые предоставляют похожие предложения и не берут на себя никаких обязанностей.

В июле 2024 года зампред Совбеза России Дмитрий Медведев заявил о необходимости исправить «перекос», в результате которого инженеры в России получают меньше, чем курьеры.

«При всей важности цифровой сферы реальное производство из жизни никуда не ушло. И если у нас будет осуществляться масштабный переток людей из реального сектора в этот, для нас это может создать когда-нибудь настоящие проблемы. Которые, кстати, мы сейчас вынуждены решать в ходе специальной военной операции: когда нам не хватает работников, а курьеров с улицы или же тех, кто занимается частным извозом, мы на заводы отправить не можем», — сказал тогда Медведев.

Ранее на то, что в условиях кадрового голода сервисы доставки оттягивают к себе дефицитную рабочую силу, жаловались представители самых разных сфер экономики.

«Число дворников уменьшилось примерно наполовину. Трудовые мигранты уходят работать курьерами. Там в два раза больше зарплата, а работа легче, чем чистить дворы и убирать мусор», — объясняла РБК исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина. О том, что курьерские службы лишают работников турбизнеса, говорил и президент Cosmos Hotel Group Александр Биба. «В среднем линейный персонал на стойке регистрации отеля получает порядка 37 тыс. руб. в месяц. Для сравнения: средняя зарплата доставщика Ozon или «Яндекса» — 100 тыс. руб.», — объяснял он в интервью РБК.

По данным исследования hh.ru, средняя зарплата курьеров на сегодняшний день составляет 110 тыс. руб. В 2023 году зарплаты курьеров выросли еще на 33% относительно 2022 года. С января по июль 2024 года прирост составил 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самой высокооплачиваемой в России вакансией для курьера является место в компании «Купер» — работникам предлагают зарплату до 202 тыс. руб. на руки, говорится в исследовании hh.ru. На такую зарплату могут претендовать курьеры с собственным автомобилем.

Читайте РБК в Telegram.

Источник

Оставить комментарий