Менеджмент «РусГидро» планирует переехать в Красноярск в 2025 году, и сама компания сменит регистрацию, отказавшись от московской.
Как рассказал губернатор Красноярского края Михаил Котюков, штаб-квартира компании, которая является крупнейшим в мире донором промышленного майнинга, расположится на Театральной площади Красноярска.
Внутренняя отделка головного офиса уже завершена на 70%, а кроме того — компания купила в Красноярске около 1500 квартир для своих сотрудников, которые сменят место жительства.
Переезд «РусГидро» — одна из очередных иллюстраций размосквичивания крупного бизнеса и передачи некоторых столичных функций другим городам России. О том, насколько активно будет продолжаться этот процесс в обозримом будущем — «Свободной Прессе» рассказал директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
«СП»: Дмитрий Владимирович, Красноярск готов взять на себя часть столичных функций?
— В смысле проведения крупнейших мировых форумов — Красноярск это уже демонстрировал. Там проходила и Универсиада, и чемпионаты мира по разным видам спорта, и международные выставки.
То, что крупные компании переезжают из Москвы в региональные центры — уже тренд. Города от этого очень серьёзно выигрывают. Когда СИБУР переехал в Тобольск — город приобрёл серьёзнейшую «якорную компанию», крупнейшего инвестора и весьма большие доходы в бюджет. Город преобразился.
«РусГидро» ещё крупнее, чем СИБУР, поэтому, вероятно, Красноярск ожидает такая же счастливая судьба.
«СП»: Ради чего компании переезжают из Москвы?
— Самый первый момент — это решение команды президента, что не нужно держать весь крупный бизнес в Москве, а следует их распределять по субъектам Федерации, чтобы налоговые поступления не оставались только в одном городе, а более равномерно распределялись по стране.
А дальше — уже здравый смысл, который заключается в том, что головной офис должен находиться ближе к тем местам, где компания работает. Топ-менеджеры должны не в Москве сидеть, а видеть условия и результаты труда. В случае с «РусГидро» — посещать гидроэлектростанции. Базироваться там, где расположено их производство.
«СП»: Вернемся к столичным функциям: процесс размосквичивания останется только на уровне бизнеса, или в города будут переезжать и ведомства?
— Пока речь идёт именно о бизнесе. Красивая идея о том, чтобы распределить по регионам обладателей федеральных властный полномочий — существовала. Эта теория имела разные названия, например — семистоличье. Правительство в одном городе, Госдума в другом, президент — в третьем, и так далее — от Владивостока до Петербурга.
Но в итоге ограничились только переездом в Санкт-Петербург Верховного суда (причем он частично остался и в Москве, — «СП»). Все-таки пришли к разумному выводу, что органы госуправления должны располагать близко друг от друга — для удобства. Разносить их на разные регионы, тем более — разные часовые пояса — нерационально.
Что-то может быть передано Санкт-Петербургу ещё, с учётом того, что скоростная магистраль позволит доехать до Москвы за 2 часа. Это нормально, если помнить о том, что по одной только Москве можно 2 часа ехать из одной части города в географически противоположную.
Но расстояния между Москвой и Красноярском, Новосибирском, Якутском не дают возможности распределять широко по стране органы государственного управления.
«СП»: А распределить их по городам ЦФО?
— В этом нет большого смысла. В этих городах и так присутствует москвоцентричность. В этом смысле — что Ярославль, что Москва — уже одно и то же.
«СП»: В свое время Юрий Лужков говорил, что для Москвы столичные функции — это обуза. И федеральный центр должен хотя бы городу доплачивать за это. Тяжко ли это столичное бремя для Москвы?
— Смотря для кого. Для москвичей, которые не работают в органах государственной власти, — конечно. Это — и дополнительные пробки, как бы с ними ни боролся Собянин, и повышенная нагрузка на всю инфраструктуру города.
Но с другой стороны: это — рабочие места, более высокие возможности карьерного роста для активных москвичей, близость к местам распределения финансовых и бюджетных средств. Москвичу проще прийти и пролоббировать свои интересы в том или ином министерстве или ведомстве, чем прилетать в Москву из того же Красноярска, — сказал политолог специалист по госустройству.
В самом Красноярске пока ещё не очень хорошо знают, какое счастье им привалило в лице «РусГидро». Зато прекрасно знают, для решения каких городских проблем требуются инвестиции. Об этом «Свободной Прессе» рассказала популярный краевой журналист Елена Саткеева:
— Никакой очевидной движухи в связи с переездом «РусГидро» в городе пока нет, да и мало кто про это слышал. В последний раз в городе были видны большие перемены к лучшему во время подготовки к Универсиаде, а сейчас всё достаточно уныло.
«СП»: Какие проблемы испытывает Красноярск?
— Не столичные. Транспортная логистика — одна из основных проблем Красноярска. У нас очень узкие дороги, на улицах пробки. Власть говорит, что ничего не может сделать, потому что вокруг дорог — дома, и расширять дороги некуда.
Но это не совсем так. Простой пример приведу. Появляются новые микрорайоны, там можно хоть по 6 полос сделать в одну сторону, но всё равно — только две полосы, по одной в каждом направлении.
Так произошло с микрорайоном Пашенный. Там вообще чистое поле было — строй, как людям удобно будет, и всё равно сделали две полосы. И так везде.
Метро было бы очень удобным. Это — наша вечная боль. Его ещё с 90-х годов прошлого века строят. На месте первой ветки метро ограждено всё, а теперь ещё из-за строительства перекрыли центр города. Обещают, что — всего на полтора года, но верится с трудом.