Главная / АВТО / Электромобиль Атом: кузов и безопасность

Электромобиль Атом: кузов и безопасность

|

О том, как устроен кузов российского электромобиля Атома, в компании Кама рассказали еще летом. Теперь же новая порция знаний: подробности о конструкции кузова без центральных стоек, его силовой структуре и защите седоков. Напомню, что Атом имеет единый проем двух боковых дверей, а задние створки можно открыть только после передних. Производство предсерийных кузовов на заводе Москвич ведется с ноября, уже готово 15 экземпляров, которые используются в основном для отладки оборудования и испытаний.

Кузов Атома сделан преимущественно из сталей разных сортов. Элементы серого цвета на иллюстрациях — это обычная конструкционная сталь с пределом текучести 300 МПа, синий цвет — высокопрочная низколегированная сталь (300—410 МПа), желтый — улучшенная высокопрочная сталь (410—980 МПа), красный — высокопрочная сталь горячей штамповки (более 980 МПа). Есть и алюминий (зеленый цвет), но из него сделаны только вставки в мощных порогах и корпус тяговой батареи, который на картинках не показан, поскольку не включен в силовую структуру кузова.

Из самой прочной горячештампованной стали 22MnB5 сделаны наиболее ответственные элементы: пороги и дверные проемы, центральный тоннель и поперечины на полу, поперечные усилители спереди и сзади (во время удара они перераспределяют энергию между лонжеронами), а также силовая структура дверей. Каждая створка имеет мощную подоконную балку, диагональный усилитель и вертикальную вставку (во всю высоту проема), которая замещает собой центральные стойки. Получившийся силовой каркас должен защищать не только седоков, но и тяговую батарею, ведь ее повреждения могут привести к возгоранию.

Откуда будут брать металл? С «мягкими» сталями в России проблем нет, а вот массовое производство горячей штамповки отсутствует. По словам разработчиков Атома, поставщики готовы организовать выпуск нужной стали, но только под гарантии больших объемов, а их сейчас дать никто не может. Поэтому Кама будет покупать горячую штамповку у поставщиков из «дружественных стран».

Что до пассивной безопасности, то Атом в базе будет иметь шесть подушек и преднатяжители передних ремней. Причем в отсутствие центральных стоек кузова и катушки, и пиропатроны ремней встроены в сами кресла. Цель Камы — четыре звезды из пяти в китайском рейтинге C-NCAP 2024 года. Почему не Euro NCAP?

Во-первых, с проведением испытаний в Европе сейчас объективные трудности. Разумеется, воспроизвести методику можно в других подходящих лабораториях, но формально итоговый результат не будет считаться «звездами Euro NCAP». С проведением же краш-тестов в Китае проблем нет. А во-вторых, сегодняшняя методика C-NCAP даже жестче, чем в Европе! Например, лобовой удар (перекрытие 100%) в КНР проводится на скорости 56 км/ч вместо 50 км/ч по методике Euro NCAP. А для бокового удара используется более тяжелая тележка (1700 кг против 1400 кг в Европе), плюс деформируемый барьер на ней установлен на 50 мм выше, поэтому удар приходится над порогами.

Полноценных краш-тетов Атома еще не было. Разработчики лишь проводили симуляцию на компьютере и «грохнули» два недособранных кузова для проверки сминаемых зон и удерживающих систем. Первый краш-тест полностью комплектной машины запланирован на январь, а вся программа «ударных» испытаний разделена на три этапа в Китае и России: на первом этапе разобьют шесть машин, на втором — пятнадцать, на третьем — девять. Если Атом подтвердит четыре звезды C-NCAP, то проблем с сертификационными испытаниями в России у него не возникнет.

А что с защитой от коррозии? Большинство кузовных элементов Атома будут оцинкованы с обеих сторон. Исключение — элементы из горячей штамповки, компоненты шасси, поперечина панели приборов и детали внутри салона. Для защиты кузова от коррозии также будет применяться технология нанесения катафорезного грунта и обработка скрытых полостей кузова воском. В программу испытаний включены коррозионные испытания в соляной камере.

Уже готовы первые полнофункциональные образцы Атомов с собственными кузовами (до этого были только мулы для испытаний) и действующей начинкой. Пока что они собраны фактически вручную и по обходным технологиям, отладка производства на заводе Москвич еще впереди. В Каме по-прежнему рассчитывают начать конвейерное производство в середине 2025 года, хотя завершение сертификации с выдачей Одобрения типа транспортного средства ожидается только осенью. Так что серийные Атомы подоспеют лишь к концу следующего года.

Источник

Оставить комментарий