Кажется, в этой области зреет небольшая революция. Новая публикация в JAMA Network Open предлагает считать опасное количество жира в человеке не по принятой формуле индекса массы тела (ИМТ), а по новому параметру — индексу округлости тела, или Body Roundness Index (BRI). В качестве заявки на успех новой методики ученые выявили закономерность между BRI и риском смерти.
Более 1 миллиарда человек на планете страдают ожирением. Будучи одним из 5 основных факторов риска смертности, ожирение, особенно висцеральное (когда жир сосредоточен в области живота, а также вокруг внутренних органов), связано примерно с 5 миллионами смертей каждый год.
Обычно диагноз ожирение ставится по индексу массы тела (рассчитывается как вес в килограммах, разделенный на рост в квадратных метрах). Считалось, что показатель до 24 является нормой, от 25 до 29 говорит о наличии лишнего веса, 30-35 — это ожирение 1-й стадии, 35-40 — 2-й стадии, а выше 40 — 3-я стадия. Но все окзалось не так однозначно. Например, как говорит ассистент кафедры терапии и профилактической медицины МГСМУ им. Евдокимова Екатерина Губернаторова, у монголоидной расы нормы ниже (ожирение 3-й стадии, например, у них диагностируют при ИМТ выше 37,5, а норма не должна превышать 23). Недавно доктор Марина Харрис заявила, что формулой ИМТ мы пользуемся всего 50 лет, ее предложил физиолог-гигиенист Ансел Кейз с коллегами в Journal of Chronic Diseases в 1972 году. Они сразу сказали, что на абсолютную истину не претендуют, но ИМТ — это просто и удобно и в целом для скрининга подходит. И, конечно же, не следует ориентироваться только на него.
Но в последние годы благодаря обширным исследованиям состава тела больше внимания стало уделяться связи между висцеральным ожирением и смертностью. Висцеральный жир гораздо опаснее для здоровья, чем подкожный жир, поскольку он влечет за собой больший риск заболеваний. Увы, содержание жира в организме не может быть вычислено с помощью ИМТ. Например, среди людей с одинаковым ИМТ распределение жира и состав тела сильно различаются. Исследование среди 36 656 американцев, показало, что распределение жира в организме, отраженное соотношением площади висцерального и подкожного жира, было более последовательно связано со смертностью от всех причин, чем общее ожирение, отраженное ИМТ.
«Хотя величина ИМТ хорошо коррелирует с рисками самых разных проблем со здоровьем и вероятностью смерти, к этому параметру имеются претензии. Самая очевидная: он не может отличить, из чего состоит ваша масса: из мышц или из жира. И, например, у накачанного бодибилдера ИМТ может показывать лишний вес или даже ожирение, хотя все эти килограммы, выводящие человека за пределы нормальных значений ИМТ, – чистые мышцы. Куда более существенная претензия – неспособность ИМТ различать подкожный жир и висцеральный, то есть тот, что скапливается вокруг внутренних органов и, если присутствует в большом количестве, проявляет себя в виде большого круглого и плотного живота (для его обозначения часто используют термин абдоминальное ожирение). Именно наличие значительных объемов висцерального жира коррелирует с самым высоким риском проблем со здоровьем и преждевременных смертей от всех причин. Причем общее количества жира тут не так важно, важно именно расположение. Для прикидочной оценки, как много жира на животе, иногда используют соотношение окружности талии к окружности бедер, но никаких данных, как разные значения этого параметра коррелируют с рисками, у нас нет», — рассказывает биолог Ирина Якутенко.
Поэтому ученые разработали новую модель расчета, основанную на форме человеческого тела, для расчета округлости тела и оценки висцерального жира и общего процента жира в организме. Помимо веса и роста BRI дополнительно учитывает окружность талии и, следовательно, может более полно отразить распределение висцерального жира.
«BRI видит человека как эллипс, большая ось которого равна росту. И значение, определяющее, как много у человека висцерального жира, – это эксцентриситет этого эллипса. Математически эксцентриситет равен отношению фокусного расстояния к большой полуоси, а по-простому он определяет, насколько наш эллипс вытянут или, наоборот, стремится к окружности. В геометрии эксцентриситет изменяется от 0 (идеальный круг) до 1 (линия), но для удобства восприятия ученые разработали формулу, которая бы давала диапазон значений от 1 до 20. Чем ближе к 20, тем больше условный человек-эллипс напоминает шар, чем ближе к 1 – тем меньше его округлость», — поясняет Якутенко.
С помощью этого показателя можно более точно определить кардиометаболические заболевания, риск заболеваний почек, рака. Но данных о связи между BRI и смертностью до сих пор было недостаточно. Чтобы восполнить этот пробел, ученые провели новые исследования.
В работе «Индекс округлости тела и смертность от всех причин среди взрослых в США» ученые поделились данными исследования среди 32 995 взрослых американцев, у которых средний показатель BRI увеличился с 4,8 до 5,62 в период с 1999-го по 2018 год. Эта тенденция роста была более очевидной среди женщин и пожилых людей.
В период наблюдения произошло 3452 случая смерти (10,46% участников) от всех причин. Связь между BRI и смертностью от всех причин имела, как отмечают авторы работы, U-образную форму: как в группах с самым низким, так и в группах с самым высоким BRI наблюдался значительно повышенный риск смертности от всех причин. Риск увеличивался на 25% для взрослых с BRI менее 3,4 и на 49% для лиц с BRI 6,9 или выше по сравнению со средним BRI от 4,5 до 5,5.
Особо отмечается, что очень низкий показатель BRI был связан со значительно повышенным риском смертности от всех причин, особенно у лиц в возрасте 65 лет и старше. Эта связь кажется правдоподобной, поскольку BRI был идентифицирован как потенциальный косвенный показатель, связанный со статусом питания, 26 а очень низкий BRI может сопровождаться недоеданием, усталостью, снижением толерантности к физической активности и мышечной атрофией. Повышенный показатель BRI связан с повышенным риском сердечно-сосудистых и метаболических нарушений и рака, которые могут служить виновниками смертности от всех причин. Накопление висцерального жира также было связано с более глубокой резистентностью к инсулину и повышенным риском кардиометаболических заболеваний даже среди участников с весом в пределах референтного диапазона.
Из чего ученые делают вывод: BRI может быть многообещающим новым антропометрическим показателем смертности от всех причин. «Это инновационный неинвазивный и легкодоступный инструмент скрининга для оценки риска смертности и выявления лиц с высоким риском. Это новая концепция, которая может быть включена в практику общественного здравоохранения», — отмечают авторы работы.
Наверняка BRI еще будут дорабатывать, считает Ирина Якутенко, но отмечает, что уже хорошо, что такой параметр появился: «Лишний вес – глобальная проблема человечества, людей без него во многих западных странах меньше, чем с ним. И хотя на основании этого факта многие пытаются представить лишний вес как новую норму или просто как норму – с точки зрения рисков для здоровья это не так. И особенно это касается висцерального жира. Так что важно получить удобный и общепринятый параметр, измеряющий его количество».
С 2015 года Американская кардиологическая ассоциация рекомендует в обязательном порядке измерять окружность талии (если удаётся её отыскать, конечно). Как рассказывает Екатерина Губернаторова, у женщин он не должен превышать 80 см, у мужчин — 94 см. «В Индии есть поверие — жену надо выбирать с тонкой талией, она будет здорова и долго проживет», — рассказывает она.
А недавно российские ученые из Сеченовского университета выступили с данными исследования, посвященного парадоксу ожирения, на сей раз — в долгожителей старше 90 лет. По их данным, лишь у 30% долгожителей масса тела оказалась нормальной. У 70% она была избыточной или было установлено ожирение (оно касалось каждого третьего участника исследования). Так что пока врачи могут советовать следить за массой тела лет до 90, а дальше этот процесс можно отпустить.